Домашняя страница
Авиация


435-й истребительный авиационный полк

ВВС

истребительная авиация

сентябрь 1941

1941: Крымская оборонительная операция

1941-1944: Оборона Карелии

1944: Выборгско-Петрозаводская операция

1944: Свирско-Петрозаводская операция

1944: Петсамо-Киркенесская операция

435-й истребительный авиационный полк — воинское подразделение вооружённых СССР в Великой Отечественной войне.

Сформирован в осенью 1941 года в Молотове. С 10.12.1942 по 11.03.1943 носил наименование 435-й смешанный авиационный полк

В составе действующей армии с 06.10.1941 по 26.11.1941, с 02.05.1942 по 14.11.1944.

При формировании на вооружении полка состояли самолёты МиГ-3. Действовал в Крыму до 15.11.1941, после чего выведен в резерв — в полку не осталось ни одного самолёта (частью уничтожены на земле составом полка) и ни одного лётчика — вероятно, снова в Молотов, в 17-й запасной авиационный полк, где личный состав был переучен на истребители Харрикейн. Кроме них в 1942 году на вооружении полка состояли ещё И-153.

В мае 1942 года направлен в Карелию, где и действовал до конца боевых действий в составе разных армий. В декабре 1942 года получил эскадрилью на У-2 и стал именоваться смешанным полком до марта 1943 года.

Участвуя в Свирско-Петрозаводской операции 22.06.1944 прикрывал суда Ладожской военной флотилии с десантом и собственно высадку десанта в ходе Тулоксинской десантной операции.

В 1944 году, во время проведения Петсамо-Киркенесской операции действовал в районе Луостари, в частности прикрывая штурмовики 828-го штурмового авиационного полка. В это время (c конца 1943 года, получены 50 самолётов) на вооружении полка состояли ЛаГГ-3.

За время боевых действий в Карелии базировался на аэродромах Лоухи, Беломорск, Сегежа, Лодейное Поле, Олонец, Гирвас, Суоярви, Белое море, Кандалакша, Мурманск.

В ноябре 1944 года передислоцирован на аэродром Выползово, неподалёку от Бологого, где начал переучивание на Ла-7, в боях больше не участвовал, хотя планировалось его участие в заключительных действиях в ходе войны. Однако при перегоне самолётов Ла-7 в количестве 56 штук из Арзамаса в феврале 1945 года вследствие плохой погоды лётчики были вынуждены осуществлять посадку на лёд Волги не выпуская шасси, таким образом практически полностью выведя из строя материальную часть.